Егор Сычев
Что ты чувствуешь, когда садишься в кресло кинотеатра? Предвкушение? Страсть? Простой интерес? А может, это нечто сокровенное, то, что ты и сам не в силах передать? Что-то самое близкое твоей душе? Стоит ли в этом разобраться или лучше оставить чувство нетронутым - дело глубоко личное, но все-таки. Что происходит в эти моменты?
На последнем дыхании Жан-Люк Годар
Недавно ты нашел в колонке газеты фильм, который вызывает у тебя легкий интерес. На самом деле - ничего особенного, но что-то словно подталкивает тебя. Ты не так твердо уверен, что готов отдать два часа своей жизни случаю, но уже заглядываешь в свой кошелек с надежной отложить последние 200 рублей на этот спонтанный опыт. И вот ты уже сидишь в своем неудобном кресле. Чувствуешь легкое смущение. Ты до сих пор не можешь поверить, что все-таки пришел сюда. На самом деле, фильм - ничего особенного. Для тебя это просто развлечение. Искусство - всего лишь дешевка, а поход на авангардный фильм - еще один способ убедить себя в этом. Но это чувство внутри. Ты надеешься на откровение. И вот начинается. Человек видит кино. Человек присутствует на высшем проявлении культуры сегодняшнего дня.
Андре Бретон сказал как-то: "Сюрреализм - есть выйти на улицу с револьвером в руках и сколько хватит сил стрелять во все стороны в толпу, пока не кончатся патроны".
В этих словах чувствуется живой протест, настоящая контркультура. Они передают суть не только сюрреализма, но и всего искусства в целом. Суть кино – это проявление своего впечатления от мира на пленке. Снять кино - это все равно, что выйти на улицу, заявить о себе, заставить всех оглянуться. Пусть обыватели начнут мыслить критически! Новаторство - это и есть истинная суть человеческого творчества. Кино - есть величайшее новаторство, пусть сегодня мы уже не помним, что оно по-настоящему значит и что в себе несет.
Но говорить о сегодняшнем кино - дело сложное. На что идет 15-летний подросток наших дней в кино? Вряд ли на очередную психоинсталляцию Ларса фон Триера, верно? Ах да, подросток идет на фильм ужасов!
Фильмы ужасов как аспект и часть мирового кино представляют собой очень интересную вещь. Людям не очень-то и нравится быть испуганными, но вместе с тем пробуждается и жгучий интерес, который в большинстве случаев и перебарывает страх перед неизведанным. В наши дни фильмы ужасов бьют все рекорды востребованности, проката. За долгое время становления кино ужасов режиссеры научились мастерски пугать зрителя, задевая самые жуткие темы и представляя самые жуткие сюжеты. Но далеко не многие до сих пор помнят великого "отца ужасов" Альфреда Хичкока, который заставлял дрожать от ужаса весь мир и фильмы которого вызовут скорее смех, чем испуг у современной аудитории.
Что поделать, такова природа нашего общества. Все со временем поддается забвению. Но совсем не важно, что мы об этом думаем, важно лишь то, что оно несет в себе на уровне подсознательного. Проще говоря. Жан-Люк Годар сказал однажды: «Мы всегда будем обязаны Орсону Уэллсу". И он прав! Даже человек, совсем не знакомый с именем этого синемамейкера, тоже будет ему обязан. Встает вопрос - почему?
Как мы знаем, общество всегда и во все времена было подвержено чувству моды и подчинялось массовому течению. В XX веке, с появлением кинематографа, это стало намного проще, ведь всегда хочется походить, хотя бы внешне, на лицо с экрана, вот кино и пользуется до сих пор бешеной популярностью. Да и не только внешне. Целые поколения людей воспитывались на идеях и образах, которые режиссер вложил в свое кино. То есть Жан-Люк Годар, будучи вдохновленным произведениями более раннего Уэллса, создает свое кино, и не просто кино, а целое движение, которое впоследствии буден названо "французской волной". Можно с уверенностью утверждать, что если бы не было Орсона Уэллса, то не было бы и "волны", которая имела так много последователей по всему миру. Позже другой необычайно известный режиссер по имени Квентин Тарантино называет свою кинокомпанию "Bande a `part", в честь, да-да, вы не ошиблись, уже известного нам Годара. Тарантино творит свои известнейшие картины на пороге XXI века и фактически врывается в него с новыми идеями, образами и мыслями, а все благодаря Жану-Люку или, вернее сказать, Орсону Уэллсу. Теперь вы понимаете, о чем идет речь? Кино - универсальный проводник как чувств, так и моды, и это ставит его в один ряд с живописью и литературой.
Так появляется ширпотреб. Но нет, нет. Исключительно в хорошем смысле этого слова. Видите ли, ширпотреб (буквально - широкое потребление) зависит далеко не от качества картины или профессионализма режиссера. Это зависит от духовной потребности народа. Зритель сам выбирает, чем ему питаться. В 1974 году на экран вышел фильм "Челюсти" – первый в своем роде "блокбастер". Американская школа кино родила на свет еще одно поколение актеров и режиссеров. Такие люди, как Джордж Лукас, Джеймс Кэмерон, Стивен Спилберг и Ридли Скотт пришли нужный момент и прославили Голливуд. Все стало понятно еще в 1972, после выхода "Крестного отца". Людям стало нравиться смотреть на перестрелки, погони и взрывы гораздо больше, чем на драматическую часть той или иной картины.
Чтобы доказать непричастность творцов, за примером далеко ходить не надо. Скотт снял "Гладиатора", Кэмерон снял "Титаника", а Спилберг снял великую картину "Список Шиндлера" - истинное произведение киноискусства с душераздирающей историей, великолепной игрой актеров, и, что главное, - великолепным музыкальным сопровождением Джона Уильямса - признанного гения, выдающегося композитора и великого дирижера. Один из лучших фильмов, что я видел за свою жизнь.
Что касается будущего кинематографа – оно прекрасно, будьте в этом убеждены. Найдется множество людей, которые будут готовы что-то изменить или что-то привнести в мир, что зовется синема. Как кто-то однажды сказал, «говорить о кино - все равно, что танцевать об архитектуре». С этим я полностью согласен. Смотрите кино, это откроет вам дверь, за которой вы увидите новые двери. А главное – смотрите хорошее кино!