Елизавета Макарова
Художник Мария Мельник
Почему родители, учителя и просто люди старше не понимают нас? Почему иногда мы не можем понять их? Проблема поколений вечна, поэтому постараемся определить, как на возникновение конфликтов «отцов и детей» влияют наши слова
Как ни удивительно, одной из самых распространенных причин возникновения споров или недопонимания между представителями разных поколений является наша речь. Дело даже не в том, что мы как-то некорректно излагаем свои мысли друг другу. У каждого поколения есть свой сленг, свои выражения, с которыми вы, дорогие читатели, наверняка знакомы: «хайп», «кринж» и множество других слов, прошедших в нашу речь из-за своей емкости.
Задумайтесь, ведь не всем словам современного молодежного сленга можно найти адекватный эквивалент. Конечно, понятия, которые описывают эти слова, можно объяснить исключительно средствами литературного русского языка, но тогда вместо краткого, броского «кринж» возникает объемное «чувство стыда за поступки или поведение другого человека, при этом, возможно, несколько преувеличенное» (хотя даже таким выражением мы не можем передать все смысловые оттенки, которые заключает в себе это сленговое слово).
Согласитесь, выходит, что на то, понимают нас наши родители, учителя или нет, оказывают сильное влияние слова, которые мы произносим. Бывает, что они играют даже большую роль, чем наша интонация при их произнесении. Но только ли молодежный сленг является причиной возникающего непонимания? В конце концов, наши родители тоже когда-то были в нашем возрасте, но у них же не было таких слов. Или были? Конечно, были. Каждое поколение формирует свой особый пласт слов, которые, увы, далеко не всегда понятны тем, кто представителем этого поколения не является. Более того, замечали ли вы, что многие слова на протяжении нашей жизни меняют для нас свое значение?
Возьмем наверняка известное каждому слово «пара». Какие ассоциации возникают у нас с этим словом? Для школьников, у которых оценивание идет по пятибалльной шкале, «пара» — это, несомненно, «двойка», то есть далеко не самая приятная оценка. Когда мы взрослеем, переходим в старшие классы и наше расписание становится все сложнее, для нас слово «пара» начинает означать сдвоенный урок по какому-то предмету. (Это же значение не только сохраняется, но и получает большее применение в университете). Получается, что одно простое слово для нас в процессе нашего взросления обозначает совершенно разные понятия, помимо своего основного значения.
Но как же тогда все-таки говорить, чтобы нас понимали все окружающие? Что теперь, совсем избавиться от всех таких привлекательных сленговых словечек? Нет, совсем необязательно это делать. Использовать сленговые слова не только можно, но и нужно, потому что они являются свидетельством того, что наш язык — живая сила, развивающаяся, вбирающая в себя новые и новые слова каждый день.
Но для того чтобы не допускать недопонимания между вами и всеми вокруг, нужно стараться объяснить непонимающему собеседнику значение тех слов, которые вы произносите. И вы, в свою очередь, тоже не заканчивайте разговор, как только услышали странное выражение, а спросите о глубинном смысле нового для вас слова. В конце концов, всем полезно расширять свой словарный запас, пополняя свою «коллекцию» разными необычными словами.