
Виталий Мельничук
Когда ведешь разговор или спор, веди его так, как если бы ты играл в шахматы.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес
Наверное, каждый из нас с любопытством наблюдал за тем, как кто-то из одноклассников вступал в дискуссию с учителем. И я говорю именно о столкновении интересов, а не о дебатах, которые устроены по инициативе учителя, чтобы узнать точки зрения учеников на различный образовательный материал. Действительно, порой это зрелище очень занимательное, ведь обе стороны, исходя из разницы между ними, должны учитывать массу нюансов и тонкостей, что придает некую интригу следующему ходу одного из оппонентов
Ученик должен учитывать многое: что спорит с человеком, старшим по возрасту и статусу. Что, вероятнее всего, он спорит с представителем женского пола, что также реально является очень важным фактором (но не будем уходить к вечной теме о прекрасном, все и так ясно). И на этом все заботы ученика заканчиваются. Всего-то следи за тем, чтобы речь была обращена к педагогу с уважением: без сленга, лишних слов и повышенных тонов.
С учителем все намного сложнее. Изначально, на мой взгляд, в таких ситуациях, в проигрыше находится именно он. Требования к нему намного выше, и ответственности за последствия больше, так как он умнее и старше. Но самым главным является вопрос статуса педагога, на который, по логике, стали посягать, вступая с ним в конфликт (коим спор и является). Репутация учителей в глазах учеников — это очень важная тема, ведь от нее напрямую зависит ход работы преподавателя, атмосфера урока. Чем выше эта репутация, тем больше продуктивность (не будем говорить об исключениях). И на выходе педагогу нужно разрешить спор так, чтобы он, как минимум, не потерял уважение учеников. То есть он должен быть максимально объективен, спокоен, уверен в себе, а его последнее слово (а оно всегда за учителем) не должно вызывать никаких сомнений у здравомыслящего человека. А ведь кроме этих, вполне закономерных ограничений, которые существуют априори, надо еще и учитывать специфику темы спора, особенности характеров и темпераментов конфликтующих.
Если хочешь выиграть спор с наименьшими потерями сил и энергии, ты должен хотя бы примерно представлять, как себя будет вести твой оппонент. Говоря об учителях в нашей школе, я бы разделил их на 3 группы по предпочтениям в стилях поведения в конфликтной ситуации: сотрудничество, уступки, принуждение.
Если говорить кратко о каждом стиле, то сотрудничество — самая эффективная стратегия поведения в конфликте. Максимально учитываются интересы и свои, и чужие. Учитель заинтересован в том, чтобы все мнения были учтены, интересы каждого соблюдены, и сам он принимает в решении спора очень активную роль. Педагог, таким образом, занимает дальновидную позицию, если вспоминать пункт о статусе. И он признает свою ошибку в том случае, если действительно не прав, что также немаловажно. В результате, он просто превращается во всенародного героя, «своего человека», справедливого вождя. И тут все зависит только от нас. С такими педагогами действует одно правило: не наглей и не хами. Переступишь грань — забудь о снисходительности и демократии, эти люди идут навстречу, ожидая таких же шагов в ответ. Получив плевок, они не прощают. Поэтому человеческое поведение, простое понимание, уважение и воспитанность являются ключом к максимально благоприятному исходу событий.
Учителя с тактикой уступок — это люди, которые предпочитают разрешать конфликт быстро, так как не считают тему спора значимой, и чаще всего делают это, удовлетворяя интересы ученика, дабы дискуссия больше не возникала. Очень спорная политика, так как, с одной стороны, педагог сохраняет здоровье и силы, с другой стороны, его авторитет вряд ли будет высок. Но я-то пишу для учеников, поэтому, господа, радуйтесь, если у вас ведет уроки такой учитель. С ним тоже все достаточно легко: каждое терпение имеет свой предел, поэтому не доводите преподавателя, и все будет отлично.
А вот как вести себя с третьим типом учителей, для меня тоже часто является большим вопросом. Политика принуждения подразумевает под собой отстаивание только своих интересов, практически полное игнорирование интересов другого. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, авторитет, манипуляции. Следовательно, такие люди вряд ли отступят от своего просто так или признают свою ошибку. Тут есть два выхода из ситуации: очень легкий и не очень легкий. Первый вариант — это просто взять и забыть о желании спорить, если вопрос не такой уж и значимый. Пожалуй, если вы от своего отказа от дискуссии не сильно пострадаете, то лучше сделать именно так. Если же предмет дискуссии имеет большое значение, то тут необходимо заводить шестеренки по максимуму. Если вы упертый, гордый и считаете, что подстраиваться под характер педагога — не для вас, то можете попытаться пойти напролом и взять лапку кролика на удачу. Главное, выстроить качественную линию аргументации и идти до конца, моля богов Олимпа снизойти к вам. Порой напористость все же дает результат, но лишь при стечении обстоятельств, когда, к примеру, такой учитель в приподнятом настроении. А если вы хитрый лис или же человек, которому очень важно все-таки отстоять свои интересы, то тут надо для начала выбрать нужный момент, когда учитель на пике доброжелательности, ну, или на минимуме агрессивности. Без четких доводов опять же никуда, так как ваш оппонент будет пытаться парировать их. Кроме того, подобные преподаватели не склонны к тому, чтобы жертвовать своими интересами ради других, поэтому прямолинейное отстаивание своей позиции вряд ли даст результат, так что попробуйте прийти к компромиссу, который удовлетворит и вас, и учителя. Например, за возможность пересдачи принесите ему конспект или сделайте презентацию, чтобы во время ее представления педагог мог немного отдохнуть и не напрягать свое горло. Но если он все так же к вам неблагосклонен, то попытайтесь спокойно, без лишних эмоций объяснить всю значимость ситуации для вас. Учителя — тоже люди, вполне возможно, что они пойдут на компромисс, при этом недовольным тоном утверждая, что делают это в последний раз (так как они все же стараются при этом сохранить репутацию принципиального педагога). Если даже так вы не добились успеха, то все же сохраняйте самообладание: размахивать руками перед учителем глупо и опрометчиво. Поставьте себя на его место и проанализируйте, почему он вам отказывает. Если это связано с тем, что до этого ваше поведение и отношение к предмету оставляло желать лучшего, то томно вздохните и уйдите с мыслью о том, что вы сами виноваты, корите себя и занимайтесь самоистязанием. Если же вас можно повесить на похвальную доску, а вам все равно отказывают, просто подойдите попозже, вы все же выбрали неправильный момент. Если времени нет, как и надежд на победу, попробуйте сделать каменное лицо и серьезным, однако мирным тоном вспомнить все: зачем вам это надо, почему вы имеете шанс на победу, почему учитель должен вам уступить. Попытайтесь произвести впечатление на педагога своей стойкостью, самообладанием и целеустремленностью. Чаще всего, он все тем же порицательным тоном согласится с вами. Учителя склонны идти навстречу ученику, и если по отношению к вам все же занимают принципиальную позицию, то вы просто пожинаете плоды своего недальновидного поведения, или же вы попали в ситуацию, где споры никак не принимаются (такое тоже бывает).
Но все вышенаписанное подходит для тех дискуссий, которые проходят в рамках учебы и образовательного процесса. И не стоит забывать, что порой все же учителя склонны менять стратегию поведения в конфликте в зависимости от обстоятельств. А что делать, если все переросло в конфликт личный?
Я считаю, что здесь, в первую очередь, надо проанализировать свои действия, поступки, не вступая в дискуссию. Если ты умный и пришел к выводу, что не прав, то извинись, и скоро все утихнет. Если ты не додумался до этого изначально и все же перед этим наделал глупостей, то тоже извинись (представьте себе, это помогает). Не перешел никаких рамок сверх дозволенного — учитель это расценит как поведение взрослого, порядочного человека, совершившего оплошность, и простит. Перешел рамки, все равно извинись, но теперь страдай из-за того, что ваши отношения испорчены и учитель вряд ли пойдет тебе навстречу в дальнейшем сотрудничестве.
А вот если ты проанализировал все и понял, что учитель не прав, а ты являешься жертвой несправедливости, предвзятого отношения, человеческого фактора и тебя это сильно оскорбляет, то конфронтация будет только расти. И я решил узнать мнение о том, как же отстоять честь ученику, который был осознанно или неосознанно оскорблен учителем, у Воробьевой Ирины Владимировны, социального педагога нашей гимназии, неоднократно сталкивавшегося с подобным за время своей работы.
«Уважаемые гимназисты, если с вами такое произошло, ведь всякое бывает, и никакой учитель не робот и может совершить ошибку, то я вам советую, в первую очередь, не отвечать сгоряча, с обиды, чтобы не усугубить конфликт еще больше, так как вы еще молодые, эмоциональные и, как правило, в руках себя держать не умеете.
В подобных ситуациях лучше обратиться ко взрослым, которые вам помогут. Во-первых, ваш главный защитник и самый родной человек — это мама. Не стыдитесь ей рассказать, в этом нет ничего такого. Будучи человеком уже с большим жизненным опытом, она сможет защитить вас и не дать в обиду. Если вы не хотите волновать родителей, то у вас есть классный руководитель, который также может вам оказать поддержку. Кроме него в школе для разрешения подобных ситуаций работаю я, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка, в лице Виктории Викторовны Пустовой, а также существует специальная конфликтная комиссия. Все мы способны разрешить это разногласие наиболее быстрым мирным путем: поговорить с преподавателем, спокойно объяснить ему его неправоту. Мы ведь уже давно этим занимаемся и знаем, как и что надо сказать, тем более, мы прекрасно знакомы с каждым членом нашего педагогического состава и особенностями его темперамента. И я все-таки настаиваю на том, чтобы ученик не решал эту проблему сам, так как это зачастую заканчивается нехорошо, и может остаться осадок, обида в глубине души у обеих сторон, которая способна отразиться в дальнейшем. Мы же готовы откликнуться по вашей первой просьбе и качественно оказать помощь».
Искренне благодарен Ирине Владимировне за это интервью, это было очень информативно и интересно, так как я, изначально, совершенно не ожидал такого ответа. Если бы вы слышали это из ее уст, как я, то уверен, у вас не было бы сомнений в том, стоит ли такому человеку доверить свою защиту в подобных случаях.
Я же, как человек эмоциональный, о чем говорила Ирина Владимировна, считаю, что если кто-то реально задел вашу честь, то надо обязательно за себя заступиться. Просто, как минимум, сказать обидчику, что он не прав. Ведь каждый человек должен уметь защитить свое достоинство, так как слабым, трусливым и бесформенным в наше время успеха не добиться. Главное, не посягать при этом на личность и достоинство оппонента. Это недопустимо. Но это мнение человека, полного юношеского максимализма, а потому в данном случае прислушайтесь к совету взрослых.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что спор, конфликт, банальная беседа, самые обычные отношения и взаимодействия требуют простого человеческого такта, понимания того, что все мы не идеальны и можем совершить оплошность. Умейте признавать вину и прощать. Как вы будете относиться к человеку, так и он будет относиться к вам. Что посеешь, то и пожнешь.
Фото Киры Наумовой