Елизавета Макарова
Все ученики допускают ошибки — так уж устроен мир. Со временем число неправильных ответов становится все меньше и меньше, а потом они уже и вовсе перестают появляться. И это во многом благодаря учителю. Но может ли сам учитель допускать ошибки? В этом номере «Летучки» мы взяли интервью у преподавателя математики, завуча нашей гимназии Елены Геннадьевны Ежелой
Здравствуйте, Елена Геннадьевна. Расскажите нам, как долго вы уже работаете учителем?
Учителем работаю с 1994 года. Пришла в гимназию после окончания математического факультета БФУ им. И. Канта, тогда это был КГУ (Калининградский государственный университет). В гимназию № 32 попала по «протекции»: ее заканчивал мой муж. Оба мои сына закончили физико-математические классы нашей гимназии: старший в 2011, младший — в прошлом году.
Скажите, вы когда-нибудь ошибались во время своих уроков?
Когда я начинаю работать в классе, всегда прошу своих учеников внимательно меня слушать и не пропускать ошибки. Иногда я ошибаюсь специально, иногда действительно делаю ошибки, как любой человек. Очень хочется успеть побольше за короткое время урока, иногда спешка приводит к «опечаткам».
А как вы реагируете на исправления от учеников?
Если ученик исправляет меня, всегда благодарю за внимательность. Если ошибка была на внимание, ставлю хорошую оценку.
И все-таки, как вы считаете, имеет ли учитель право на ошибку?
Учитель тоже человек. И как любой человек имеет право на ошибку.
А ученик?
И ученик имеет право на ошибку. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но я считаю глупо по десять раз наступать на те же грабли. Если ты ошибся, разберись, пойми причину и больше не повторяй.
Полностью с вами согласна. Но скажите, как вы думаете, меняется ли отношение учеников к учителю, если он допускает ошибку?
Ученики уважают учителя, если он знает свой предмет. Если ошибки учителя говорят о его некомпетентности, то, думаю, мнение учеников явно изменится не в лучшую сторону.
Вы правы! Расскажите нам, опираясь на личный опыт, перед учениками каких классов ни за что нельзя ошибаться?
Хуже всего ошибаться перед учениками физико-математических классов. Именно они не позволяют схалявить или прийти неготовым к уроку. Если решил работать в таких классах, то необходимо постоянно быть в «тонусе» и знать свой предмет на все сто.
Еще один вопрос: встречались ли вам когда-нибудь опечатки или ошибки в текстах учебников, олимпиадных или экзаменационных заданий?
Опечатки есть во всех учебниках. Именно поэтому всегда решаю все задания перед уроком, так как при наличии ошибки можно потерять время урока. Есть ошибки и на олимпиадах. Например, в этом году на муниципальном этапе по математике «повезло» 8 классу. В одном из заданий олимпиады была опечатка: в условии дали строгое неравенство, которое нужно было доказать. На самом деле такое неравенство не выполняется, в первоисточнике было нестрогое неравенство.
Каково ваше отношение к подобным ситуациям?
Конечно, наличие ошибок на таком уровне огорчает.
Безусловно, но имеют ли право на ошибку составители заданий и учебников?
Как правило, ошибки в учебниках и заданиях олимпиад возникают как опечатки. Набирает текст зачастую простой исполнитель. Однако считаю, что в случае олимпиадных заданий необходимо все проверить не то что дважды-трижды, а все пять раз, и ошибки здесь недопустимы. Ошибки в учебнике также могут привести к серьезным последствиям. Учебники по математике в основном содержат ошибки в ответах к заданиям. Я не встречала за время работы ошибок в правилах или формулах.
Хотя бы это радует. И последний вопрос, Елена Геннадьевна, скажите, как звучит главное правило для учителя, при соблюдении которого, ошибок будет меньше (или вообще не будет)?
Учитель постоянно должен учиться.
Спасибо, Елена Геннадьевна, за такую интересную беседу!