18.02.2016

Министр под микроскопом

18.02.2016

 Мы привыкли видеть высокопоставленных лиц на экране телевизора, выступающими на совещаниях, но как иногда хочется просто поговорить с ними по душам, узнать, какие они в быту. Нам посчастливилось встретиться с замечательным человеком, милой и улыбчивой женщиной — Министром образования Калининградской области Светланой Сергеевной Трусеневой. Встреча была настолько домашней и теплой, что все наши волнения улетучились буквально на первой минуте общения. И посыпались вопросы

 

Светлана Сергеевна, очень хотелось бы узнать о вашем детстве. С чего все начиналось? Я родилась в Калининграде — это моя Родина! Воспоминания о детстве у меня, как и у любого человека, самые яркие. Обучалась в школе № 31 Калининграда. Я всегда была активным ребенком, участвовала во всем: была октябренком, пионеркой, комсомолкой, была председателем совета дружины, отряда, комитета комсомола. Жаль, не успела вступить в ряды Коммунистической партии, потому что ее не стало (улыбается).

В детстве знаменательным событием стало участие в смене Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», которая во многом изменила мои взгляды и мировоззрение. Сделала меня более толерантным человеком — мы все очень разные люди, но, тем не менее, мы живем на одной планете и должны находить точки соприкосновения. Училась всегда хорошо, не допускала невыполнения домашнего задания, помогала учителям, искренне любила и люблю свою школу. Продолжительное время увлекалась баскетболом, меня всегда привлекали игровые виды спорта. В школе сдала ГТО на серебряный значок.

После 8 класса было мое первое трудоустройство. В летние месяцы я работала в пионерском лагере посудомойкой на полторы ставки. Для меня это было очень сильной мотивацией к дальнейшему обучению. Мне не хотелось возвращаться на это место работы, поэтому я осознанно готовилась к поступлению в ВУЗ.

Абсолютно неожиданно, планируя поступать в наш университет на иностранные языки, буквально в последний день решила пойти на экономический факультет технического института. Желание что-то сильно изменить в жизни сыграло свою роль. Мое образование позволило мне без особой подготовки сдать вступительные экзамены. В университете я тоже была старостой, комсоргом. Мечтала работать на заводе «Кварц». Молодому поколению, может, не особо понятно, что он из себя представлял, но хочу сказать, что там это было одно из прогрессивных многотысячных промышленных предприятий региона. Мне хотелось масштабной работы, управления, результатов, производства — чтобы все это было в моей жизни. Но с началом перестройки изменился государственный строй и пришлось реализовывать себя уже в структуре государственной власти.

А ваши родители воспитывали вас строго? Нет. Если вот так давать оценку моему воспитанию, то казалось, что я росла сама по себе. На самом деле сегодня, став старше, я понимаю, что воспитание — это то, что ты видишь, с чем соприкасаешься каждый день. Это не всегда слова, не всегда поступки. Это пример твоих родителей, твоих близких. Они помогают сформироваться как личность.

А вы когда-нибудь им перечили? Если да, то по какому поводу? У меня немного дурной характер, но я никогда никому не перечила. У меня не было ни одного конфликта с родителями до сегодняшнего момента, и, думаю, мы этого избежим. Я всегда замолкала и отходила в сторону, выполняя то, что мне говорили родители. Внутренний протест возникал, но он так и оставался внутри меня. Никогда вслух я себе ничего сказать не позволяла.

Школьный учитель — это всегда пример. А помните ли вы кого-то из своих учителей? Благодарны ли особенно кому-то из них? У меня были замечательные учителя. С особым трепетом я вспоминаю Анну Николаевну Мельникову. К сожалению, она ушла из жизни год назад. Это был великий математик Калининградской области! Многие взрослые и дети, когда видели в первый раз этого преподавателя, говорили: «Как вы, вообще, можете понимать ее?» Это был особенный человек, но мы, дети, ценили ее за справедливость, искренность и объективность. Это учитель, который всегда говорил, что знать математику на «5» нельзя. Но когда проводились министерские проверки — у всего класса было «5», потому что с этим учителем иначе и быть не могло. Она нас очень любила, мы понимали это нашей детской душой. Второй педагог, который привил мне любовь к иностранным языкам, — Валентина Федоровна Мамонтова. Она была образцом настоящего европейского человека. Ее образ был похож на жительницу Англии: особая прическа, стиль одежды, манера. Моя любовь к языку возникла, возможно, и от того, что я хотела быть на нее похожей. Она ввела у нас клуб интернациональной дружбы. Мы переписывались с иностранцами, иногда даже не понимая, о чем. (Смеется) На тот момент ощущалась очень большая разница между странами и детьми. В школе было еще множество педагогов, которые по-своему оставили след в моей жизни на всю жизнь. .

А что-нибудь из советской школы вы бы хотели перенести в современную?Я думаю, что советская школа, по большому счету, не очень сильно отличается от сегодняшней. Изменилась жизнь, изменилась социальная реальность, люди и отношения между ними. Для нас школа была родным домом. Не было каких-то культурных центров, развлечений и так далее. Нас полностью окружала заботой наша школа. Это место было очень дорого для нас, и сейчас создать такую же атмосферу будет уже невозможно, ведь есть и другие точки соприкосновения для подрастающего поколения. Тогда было больше человечности, любви, доверия между старшими и младшими. Сегодня, в таком жестком и не всегда справедливом мире, это бы тоже не помешало школьникам.

Как говорится, студенчество — это время свободы человека. Ощутили ли вы ее на себе? Когда почувствовали себя свободной?1987 год. Мы как раз закончили школу. Перестройка, рушится абсолютно все прямо на глазах. Развивается активно, так называемая, предпринимательская деятельность. Мы хотели попробовать все. Честно скажу, и продавали, и покупали по всем направлениям. И недвижимость, и товары потребления. Пытались зарабатывать деньги, потому что они были очень нужны. Осваивали новую экономику. На мой взгляд, это дало нам уверенность в своих силах, сформировало гибкость характера. В дальнейшем это очень помогло.

У вас два высших образования. Когда вы поняли, что, помимо экономического, вам необходимо еще и юридическое? Когда я уже начала работать. Поняла, что правовая грамотность необходима каждому человеку. А если ты еще и являешься руководителем, то сталкиваешься с этим каждый день. Во всех решениях ты должен понимать, как сделать это правильно с точки зрения закона. Я являюсь законопослушным гражданином.

Вы занимаете такую высокую должность. Сомневались ли хотя бы раз в решениях, которые принимали?Нет, если я решение принимаю, то уже в нем не сомневаюсь. Предварительно всегда идет этап анализа, обсуждения. Я не являюсь единоличным руководителем, считаю, что в обсуждении любого вопроса должно принимать участие профессиональное сообщество. Без опоры на экспертов ни одно решение, касающееся жителей Калининградской области, приниматься не будет. Мы привлекаем специалистов, которые помогают в том или ином вопросе. Они могут высказать свою точку зрения, но принятие решения будет за мной.

Часто ли бывает такое, что вы, оставив работу на второй план, проводите время со своей семьей? К сожалению, такого не происходит. На самом деле, сегодня работа в органах государственной власти очень сложна. То, что мы понимали под ненормированным рабочим днем 10 лет назад, сейчас кажется очень даже нормированным. (Смеется). Сейчас мы живем в другом режиме. Могу сказать, что каждый день я прихожу на работу не позже 8 утра и не ухожу раньше 9 вечера. Это еще самая ранняя точка отсчета. Субботы рабочие на 99% в году. Воскресенья — на 50%. Я рада, если для отпуска у меня удается выделить 2 недели… такой год считается удачным! (Смеется). Я всегда должна быть на связи. Так сказать, круглосуточное дежурство. Очень важно, чтобы тебя поддерживала семья. Я в этом плане счастливый человек. Меня дома понимают, принимают такой, какая я есть.

Как вы встретили новый 2016 год? У себя дома. Все традиционно: 31 декабя мы завершаем уходящий год на работе, а затем отправляемся по домам. Я отмечала в кругу близких мне людей — семьи и друзей. Всегда есть программа, обязательно — Дед Мороз и Снегурочка. Готовим только домашнюю еду, весело отмечаем.

Интересно, есть ли у вас домашние животные? Если да, то кто за ними ухаживает? Да, у нас есть собака породы Ши-Тцу. Ее зовут Дина, ей 10 лет. Ухаживаю, к сожалению, я. (Смеется). Сейчас мы начали ее подстригать, поэтому уже не очень много хлопот. Конечно, когда это был щенок, их было намного больше.

Светлана Сергеевна, любите ли вы готовить? Люблю — это слово с перебором. Мне нравится угощать, нравится сам процесс.

А можно какой-нибудь фирменный рецепт от министра? Я придерживаюсь традиционной кухни. Люблю оливье, но делаю его по-своему. Всегда использую только домашние соленые огурцы, Мой муж — охотник, то есть на столе всегда дичь, если мы говорим о мясе. Считаю, что я довольно неплохо пеку. Часто делаю шарлотку и хворост.

А это до 8 утра, или после 9 вечера? Обычно — вечер с субботы на воскресенье. Вся семья об этом знает, потому что я готовлю на неделю. (Смеется)

Интересно узнать, как вы относитесь к школьной журналистике? Стоит ли ребятам заниматься издательским делом в школе? Я думаю, что в любом случае этим заниматься стоит. Вопрос — как заниматься. Мне кажется, если смотреть сегодня на то, какие навыки и умения должен развивать каждый молодой человек — это, в первую очередь, коммуникации. Выстраивать их можно письменно или устно, а лучше интегрировать. Сегодня уже половину нашей жизни занимает искусственный интеллект.

Вопрос пяти-семи лет, и он вытеснит многие профессии. Останется несколько самоценных качеств, которые разделят людей на 2 группы. Первая — это люди, которые способны генерировать стартапы, а вторая — те, кто способен грамотно коммуницировать. Важны люди с хорошей речью и грамотными мыслями.

В прошлом году наша редакция подавала заявку на получения гранта для одаренных детей, но мы получили ответ, что на него могут претендовать только ребята, проявившие себя в физико-математическом и лингвистическом направлении. Не планируется ли включить в этот перечень направление в сфере средств массовой коммуникации? Я думаю, в этот перечень — нет. Но что касается поддержки другими грантами направлений дополнительного образования, то вполне может быть.

 

Спасибо большое за интервью!

Традиционное совместное фото, слова благодарности за теплый прием — и мы уже за пределами Министерства образования. Вот такой у нас Министр — открытый, доброжелательный и умный. А у вас есть такой?

София Овдина

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: